воскресенье, 16 февраля 2014 г.

История DIY фестиваля United Help Fest




Писал я как-то в один зин статью о низовых инициативах и примерах самоорганизации, в которой представители самых заметных в нашем движении инициатив рассказывали о своих проектах...Статья так и не вышла, но кое-какие интересности сохранились. Итак, сегодня вы узнаете историю одного из самых крупных диайвай фестов на территории СНГ - United Help Fest. Этим летом состоится уже шестой по счету UHF: самое время узнать всю подноготную этого мероприятия! Рассказывает один из организаторов, Илья:



Мы придумал United Help Fest почти 5 лет назад. Тогда, в конце весны 2010 года ряд наших товарищей испытывали давление со стороны репрессивного аппарата. В частности, одному из антифашистов грозил серьезный срок драку с нацистом. Требовалась внушительная сумма на работу адвоката. Парень молодой был, рабочий, семью тащил, денег не хватало. Надо было что-то предпринять, чтобы собрать денег и обеспечить ему квалифицированную юридическую помощь.
К тому моменту у нас были зачатки коллектива, проводившего частые концерты на сквотах, сложившийся из ребят из «Весны Народов», ВИА (Е)Б(А)ЛЪ, «Не Хочешь Не Слушай» и ряда не задействованных в музыкальных коллективах товарищей, поддерживавших жизнеобеспечение сквота. У нас получались интересные локальные мероприятия, собиравшие доселе неплохие кассы в поддержку местного АЧК, так что мысль собрать большой независимый фестиваль, пригласив группы из разных городов, пришла сама собой.
Концепция была нехитрая – лес, подальше от города, от населенных пунктов. Чтобы никому не мешать и никто не мешал. Приличных размеров поляна, чтобы разместить на ней сцену и танцпол обозначить. Легкодоступный и малопопулярный среди выходных отдыхающих водоем – чаще всего озеро вдали от поселений, ж/д станций и дорог. Чтобы не было отдыхающих, производств и фабрик на побережьях – чтобы можно было купаться в чистой воде. Полноценное панк лето. Родник с чистой питьевой водой неподалеку. Возвести веганскую кафешку и бар со спиртным частично домашнего производства, чтобы не надо было с собой ничего тащить.  Мешки для сбора мусора. И самая доступная по стране для таких мероприятий цена за вход, чтобы приезжали ребята с разных концов страны – отдохнуть, посмотреть Питер и послушать любимые группы.
Все это родилось буквально за пару часов, главное было – музыка. Инфраструктуру доводили до ума уже по ходу, чтобы впечатление для иногородних гостей было позитивное. Чтобы собрать много гостей, была идея фикс – собрать на одной сцене представителей самой разной музыки – и скинам, и крастерам, и хардкорщикам, и воинам дибита, и грайндкорщикам, и хипхопперам. Был план – What We Feel, Бригадир, Distress , Коматоз и Crowd Control. Забегая вперед, удалось осуществить его лишь 2/5 – WWF тогда испытывали давление со стороны властей и не выступали, а СС и Коматоз не смогли. Арендовали аппарат у Distress, частично и успешно его ушатав в ходе мероприятия.
Так вышло, что в те выходные поставили ключевой для всего антифашистского околофутбола Северо-Запада матч между ФК «Карелия» и «Фосфоритом» в Питере, известный вооруженным нападением правых. Лично для меня была огромная дилемма, куда поехать – исполнять возложенные обязательства на фестивале или метнуться на футбол. Но поскольку в офе я не был так заинтересован, нападения особо не ожидал, то выбрал фестиваль. Кто же знал, что все так обернется.
Три дня музыки с аппарата в 1.5 кВт, около 30 групп, еда, добытая по фригану, солнце, купание, музыка и 500-550 человек всего за 350 рублей(включая музыкантов), посетивших наш фестиваль. Приезжали люди из самых далеких точек – и с Ростова, и с Краснодара, и с Архангельска, и с Калининграда, и с Иркутска, Хабаровска и всех точек европейской части России.

Из минусов стоит отметить: не попадали в расписание,  ряд групп отписались из первичного лайнапа, ушатали часть аппарата и конфликт публики с местными.
 В плюсе около 60000 в АЧК, 50000 из которых пошли на поддержку нашего товарища. Вопрос о том, продолжать или нет, даже не стоял – все было очевидно.
Следующий год был, однако, провальнее. По идее нам стоило учесть ошибки прошлого года и вырасти, но резкий выпад из лайнапа заявленных известных групп и плохая погода сделали второй фест самым грустным по эмоциям. Да, мы учли различные мелки инфраструктурные детали – у нас было два кафе и несколько баров, еще дальше от населенных пунктов. Немного увеличили мощность аппарата – до 2.0 кВт. Но людей было ощутимо меньше – в районе 400. Хотя денег удалось собрать столько же – около 50000 было передано на нужды товарищей из Нижнего Новгорода, Москвы и Петербурга.
Наш коллектив разрастался – ближе к третьему фесту он включал в себя опыт и авторитет товарищей из Distress, и дибит-воинов со всей страны. Мы решили сделать фестиваль международным и посвятить его белорусским анархистам, находившимся и находящихся и по сей день за решеткой за ряд акций прямого действия. Позвали парней из Hausvabot, Bagna и Monday Suicide, белорусы были в туре с польской группой Life Scarz в поддержку их совместного релиза.  Фест удался на славу. Мы соорудили 2 сцены на 3 и 2.5 кВт, отыграло 48 групп, 2 кафе, 4 бара, привычное озеро и чуть более 750 гостей. И мы стали международным фестивалем.
Из минусов – мы колоссально отстали по расписанию. Так, что несколько групп даже не успели сыграть.
Что касается материального плюса – около 100 000 рублей удалось получить чистого плюса, 70 000 из которых ушли на помощь семьям белорусских политзаключенных анархистов, Москве, Питеру, Петрозаводску и Нижнему Новгороду, а остальные – на саморазвитие – ремонт аппарата и  покупку его усиления, покупку нового генератора.
Как и всякое живое существо, наш коллектив стремился к росту даже после этого успеха. На 4 фестиваль мы решили  привезти больше зарубежных коллективов. Сделать фестиваль более разноплановым -  появляются и этномотивы, и серф, и дум. Мы привозим What We Feel  и их немецких товарищей Enraged Minority. Привозим финских друзей Diskelma и их товарищей HOURE, а под самую финишную ленточку организации цепляем из тура французов Foolish. Ставим сцену на 5 кВт (которую еще и расширяли до 6.5 на выступлении французов с помощью их бэклайна). По сути, мы исполнили все, что задумывали изначально.
Помимо музыкальной составляющей, заработали воркшопы – каждое утро все желающие могли посетить йогу, проводимую одной из участниц фестиваля и нашей большой подругой, вокалисткой «Repression Attack». Четче сформировались коллективы по обеспечению жизни на фетивале – вокруг бара, дистро и кафе сформировались группы единомышленников, которые дружно трудились на результат. Заработал кинозал, в котором мы презентовали ряд новых для России картин. Натянули волейбольную сетку, за которой коротали время десятки ребят. И запустили проект «детский сад» для того, чтобы гости фестиваля могли своих маленьких воинов препоручить на время активного отдыха.
 Из минусов – немного отстали по расписанию, погода чуть подвела и случился один неприятный инцидент со стороны гостей фестиваля – а так – все те же 700-800 посетителей, кафешки и бары, дистро и волейбольная площадка, детский сад и кинопоказы. Около 100000 плюса, все так же распределенных – 1/3 на расширение аппарата и  следующий фест, 2/3 – на помощь семье Ивана Хуторского (тур WWF был приурочен именно помощи его семье), Брестское, Петербургские и Казанское дела и подарки в детдом.
Что будет дальше? Мы останемся международным независимым фестивалем, на котором сами гости и участники могут поучаствовать в помощи и проведении. Сами собирают сцену, сами готовят декорации и инженерные сети. Мы все делаем сами, не спрашивая разрешений у ДК и комитетов по культуре. Создавая свою культуру – культуру независимого искусства.
Мы ждем 5 юбилейного фестиваля. Каким он будет? Увидите. Мы рады стараться и развиваться в этом деле.
PS: парень, которому помогли бабки с первого феста, как оказалось, дал показания на другого человека, который потом сел. К чему это? Да жизнь такая.


Комментариев нет:

Отправить комментарий